|
||||||||||||||||
Архив рассылки "Рассказы о рыбалке".ЛИТЕРАТУРНАЯ РЫБАЛКААвтор: Дмитрий Соколов sokol@infonet.nnov.ru Однако, полночь давно как минула, а сна все нет. И так почти всегда перед рыбалкой. Тем паче, что завтра, то бишь сегодня, мои первые соревнования по мормышке. Решил, понимаете ли проверить: так ли страшен черт (спорт), как его малютки. Сидел, просматривал старые и новые рыболовные журналы, альманахи “Рыболов-спортсмен” и “Рыболовные альманахи”. И вот что в самую долгую ночь в году подумалось… Литература про рыбалку – вещь довольно многообразная. И пусть всех видов и жанров не “обнимает”, но касается многих – это точно. И это – одна из примет времени. Техника совершенствуется, фирмы товар активно продвигают, народ просвещается. И никого уже не удивляет, что можно ловить ельца на спиннинг с блесной, а щуку на червя. Все течет, все изменяется.… Да и художественный уровень очерков-рассказов определенно растет. И поиск форм в этом направлении – очередное подтверждение актуальности темы. В попытке разобраться, “что есть что” в современной “литературной рыбалке” составил для себя нижеследующую схему, которую и предлагаю для Вашего, уважаемые коллеги, внимания. Не судите строго – вариант для обсуждения, а не для вынесения категорических оценок типа “годен – не годен”, “туфта – не туфта”. Ну, с Божьей помощью… Перво-наперво стоит, наверное, разделить литературу рыбацкую научно-популярную и художественную. Попытки слияния, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Это при всем притом, что никто не отнимает права у авторов научно-популярных статей пользоваться литературными приемами, а “писателей” ссылаться на новинки рыболовной техники. Но, как говорится, пусть “мухи” будут существовать отдельно, а “котлеты” - тоже сами по себе. Научно-популярная Итак, литература научно-популярная. Она тоже разделяется. Можно выделить два основных направления. Первое – литература справочная. Здесь имеют место быть различные определители, путеводители и энциклопедии в хорошем смысле этого слова. В качестве примера можно привести небезызвестный справочник “Пресноводные рыбы” серии “Путеводитель по природе”, который, наконец-то обрел в 2001 году российского читателя, и “Рыбы пресных вод” серии “Мир родной природы”. Конечно, никто не отменял интересность (и полезность) в изучении мокрых братьев и сестер наших меньших энциклопедий-определителей А.Брема и Л.П.Сабанеева. В этой “ветке” научно-популярной рыбацкой литературы, вроде бы, все более-менее ясно. Гораздо сложнее и запутаннее дела обстоят в методике рыболовной ловли. Вот где зачастую “скрещиваются шпаги” и “ломаются пики”! Кто там первый сказал слово “джиг”? А “джерк-бейт”? А кто первым порекомендовал “уходить от нуля” посредством применения блесен “00”? История возникновения методик “как надо рыбу ловить” почти не уступает по “возрасту” справочной, энциклопедической литературе. Пожалуй, только “старики” К.Линней и А.Брем не подверглись соблазну научить читателя рыболовству. Впрочем, спортивного и любительского рыболовства при них еще, похоже, не существовало. А, значит, не было и соблазна. Началось все с С.Т.Аксакова. Как никто этот уважаемый первопроходец мог сочетать “лирику и физику”, внятно и доступно объясняя особенности обитания и ловли той или иной рыбы. Его почин подхватил Л.П.Сабанеев. Но если первого можно назвать “поэтом” рыбалки, то второй, конечно, больше был ученым, естествоиспытателем. До сих пор дело великих классиков живет и побеждает. Они как К.С.Станиславский с В.И.Немировичем-Данченко для Русского театра – неизменные ориентиры, оракулы “литературной рыбалки”. Хотя, ничто так не вечно как технологический прогресс. Все то человеку не терпится усовершенствовать, утончить, убыстрить.… Нет, чтобы как в старину на “конский волос”, да по пуду язя или подуста на Москва реке за один выход! Вот и дожили. Теперь другая жизнь, другие оракулы. К сожалению, многим современным просветителям либо не хватает выразительных средств, чтобы донести свою мысль до читателя в простой и понятной форме, либо нечего сказать по существу. Правда, и положительные примеры, слава Богу, есть. Сознательно уйду от упоминания имен и фамилий – здесь, как и во многом, о вкусах не спорят, тем паче, что в России исстари повелось живых писателей похвалой не баловать. Но есть, есть авторы, пишущие доступно, выразительно и оригинально одновременно… А есть авторы, которые сами вообще ничего не пишут, в то же время авторами называются. И выпускают книги. Десятитысячными тиражами. Все вы, конечно, знаете о чем идет речь – о многочисленных компиляциях, имя которым – легион. “1 000 000 советов бывалому рыбаку как поймать рыбу”, “Энциклопедия о том, чего не написано в других энциклопедиях рыбака”, Настольная, подстольная, прикроватная, туалетная книга рыбака и др. Суть этого массового явления плагиата совершенно понятна. Недобросовестные писаки решили подзаработать на святом стремлении рыболовов узнать о любимом деле побольше, а заодно увековечить свое нетленное имя. И поскольку дело происходило в смутное пост советское время, а рыболовы всегда были охочи до “литературной рыбалки” и мели с полок книжных магазинов все, что напоминало о любимом деле, шутка их удалась. Я тоже, как многие, в первые годы “буржуйской” жизни “интересовался новинками”. Библиотека, начатая с пятидесяти одного номера альманаха “Рыболов-спортсмен” и четырехтомника С.Т.Аксакова быстро пополнялась пухлыми книжками в твердых и мягких переплетах. Первый “звонок” прозвенел довольно скоро. Читая очередную “новинку”, поймал себя на мысли, что где-то это уже видел. И речь шла не о традиционно-похожих на Сабанеевские описания рыб, этот факт я допускал. (Когда “сдирают” с энциклопедии давно умершего классика, это вроде как цитата, хотя тоже, конечно, вопросы есть). Речь шла о “методической” части книги, где рассказывалось, как эту самую рыбу ловить. Порылся в домашней библиотеке – батюшки, да эта книга у меня уже есть! Только вот обложка другая и название, а все “внутренности” ну “один в один” с моей “новинкой”. Стал осторожнее хватать с прилавков книжных магазинов книги, в названии которых были слова с корнем “рыб”. А затем до некоторых пор и вовсе покупки прекратил. Все-таки, согласитесь, в “дефиците” что-то такое есть. Вот когда еды много, оно и халва не сладкая, а когда мало, оно и морковка – халва. В сегодняшнем изобилии “литературной рыбалки” вспоминаются невольно старые добрые времена, когда книга “про рыбалку” была действительно лучшим подарком для рыболова, когда газета “Сельская жизнь” покупалась только потому, что по средам в ней печатали небольшой “Уголок рыболова”. Когда выписывали “Советский спорт” потому, что там иногда появлялся “Голубой стадион”… Кстати, о газетах и журналах. Сейчас периодических специализированных изданий о рыбалке много, и это хорошо. Причем, в отличие от многочисленных книг “про рыбу ловить”, здесь царит какой никакой порядок. Существует специализация: у подводников – свой журнал, у нахлыстовиков – свой, у любителей рыбацких очерков свой любимый журнальчик, для “продвинутых” рыболовов – свои глянцевые многостраничные журналы, кто попроще – недорогая газетка, пожалуйста. При всех пожеланиях, в этой сфере есть “правила игры” и они участниками (авторами, редакторами, читателями) соблюдаются. Понятное дело, кто-то должен новичков к делу приобщать, кто-то о новинках рассказывать, кто-то байки травить. Жизнь идет вперед, в одном издании уж точно нельзя “объять необъятное”. Извините за лирическое отступление про рыбацкие книги и периодику – это, конечно, не жанры, а формы существования жанров, но без описания как, в каком виде мы знакомимся с “литературной рыбалкой”, статья бы не была полной. Что ж, дело сделано, немедленно перехожу к “рыбалке художественной”. Художественная литературная рыбалка Такое азартное занятие как рыбная ловля будит в человеке массу эмоций. Отрицательных, положительных, но главное – сильных. Зависть, жадность, страх, восторг, ревность, ужас, нетерпение, восхищение, отчаяние, стыд… чего только не испытывает рыболов, предаваясь своей любви и страсти. А те занятия, которые будят сильные эмоции, всегда становились предметом художественной литературы. Начнем с форм “крупных”. Из “больших форм”, посвященных целиком рыбной ловле мне известен только один роман - “Сын рыбака” Вилиса Лациса. Прекрасное знание темы и свой, потрясающий своей лаконичностью стиль, заставили провести за увлекательным чтивом в ущерб работе две ночи подряд. А вот отрывки в больших произведениях – это да. И на Гомера ссылаются, и у Михаила Шолохова в романах есть, и Чингиз Айтматов в “Буранном полустанке” “золотую макрель” “ловил”… наверняка еще есть примеры – не знаю, не буду для отыскания пары-тройки примеров всю классику мировой литературы перелопачивать, не диссертацию же, в конце концов, пишу. А вот повести есть. Да еще какие! Первое, что приходит на ум – Эрнест Хемингуэй и его “Старик и море”. Будучи и писателем классным и классным рыбаком (его рекордный “парусник” что-то там порядка 350 кг весил), “старик Хэм” создал повесть правдивую и очень красивую. На таких вещах, верю, “заболеет” рыбалкой не одна сотня пацанов. Кроме Хемингуэя могу как мастера “рыбацкой” повести еще Виктора Астафьева в пример привести. После прочтения его “страшилки браконьеров” “Царь-рыба” уснуть довольно сложно. Опять же, имеем пример досконального знания дела (рыбной ловли) и мастерского владения словом. В настоящее время, к сожалению, авторов, замахивающихся на большой рассказ или повесть, нет. Кстати, по сути, повесть и есть большой рассказ. Хотя, как называть – дело автора. Вот Ф.М.Достоевский “Записки из подполья” повестью назвал, а “Вечный муж” – рассказом, хотя второй по объему больше… оставим эту тему литературоведам. Переходим к рассказам. Здесь классиков, каких почитать и перечитать в любое время хочется – довольно много. Кстати, только что случайно определил для себя, что такое по-настоящему художественное произведение о рыбалке – это то, которое интересно не только читать, но и перечитывать! Казалось бы, ну, сколько можно перечитывать “Налима” А.П.Чехова, а все перечитываю и смеюсь. У Чехова вообще о рыбалке много в различных рассказах “вкраплений”. И неспроста – сам, будучи страстным рыболовом, считавшим поимку судака “выше и слаже любви”, писатель не мог удержаться, чтобы не наделить кого-нибудь из своих героев любовью к рыбной ловле. Не могу не упомянуть И.С. Тургенева и М.М. Пришвина. Ни тот, ни другой рыбаками не были, были охотниками, но, при всей разности, рыбалка и охота, согласитесь, очень похожи. Охотничьи рассказы Тургенева и Пришвина – это правдиво, интересно и немного грустно. Далее Константин Паустовский. “Золотой линь”, да и прочие его рыбацкие рассказы – классика жанра. И что интересно, так же как “Хемингуэй” и “Чехов” – понятны любому возрасту. Понятны любым возрастам и любимы. Можно еще привести примеры, когда “просто” писатель писал что-то о рыбалке, т.е. не делал из рыбалки культа, но в силу определенных причин не мог обойти этот род деятельности человека. Александр Грин, Валентин Катаев, Фазиль Искандер, Виль Липатов – этот список можно продолжать, наверное, довольно долго. Все эти мастера, безусловно, должны являть собой пример как надо рассказывать о рыбной ловле, чтоб дух захватывало не от количества и веса пойманной рыбы (тем более выпитой водки), а от силы и точности вовремя подобранного и сказанного слова. Буду настаивать на простой, казалось бы, истине: не важно – что, важно – как! Тысячи современных авторов (грешен, в их числе и я) пытаются описать события, произошедшие с ними на рыбалке. И в большинстве случаев все сводится к избитым фразам: “поплавок задрожал”, “удочка согнулась”, “вдруг, зацеп ожил”, “на том конце кто-то упорно не хотел идти на поверхность”…. Странно, но в упоминавшихся уже альманахах, в общем и целом литературный уровень был гораздо выше чем в изданиях современных, и это несмотря на то, что не было тогда такого пестрого разнообразия снастей и способов ловли. Кстати, отчеты о рыбалке, если они не просто повествуют кто, когда, на что, сколько поймал, а включают описание природы, смену настроения и прочее, и где в общее “полотно” хорошо вплетены различные литературные приемы, уже претендуют на звание очерк, который, как известно, разновидностью рассказа и является. Это я к тому говорю, чтобы Вы, уважаемый читатель, не подумали, что я сбился. Не сбился. Не устали? Продолжаю. Кроме очерка, разновидностью рассказа является новелла. Под это определение подходит рассказ о необычном происшествии, часто с необычным же (трагическим, например) концом. Конечно, каждая рыбалка непредсказуема и почти в каждой случается что-то непредвиденное: ловили уклейку – клюнул жерех, забрасывал спиннинг – поймал соседа, приехал на водоем за сто верст, а насадку (поводки, блесны, все снасти) оставил дома…. Но это не та неожиданность, которая при написании сделает из очерка новеллу. Все эти приятные и неприятные события являются, несмотря на всю их непредсказуемость, рядовыми, т.е. случаются у разных рыболовов более-менее постоянно. А вот рассказать то, чего не может быть, сфантазировать – получается интересно очень у немногих. Прочитайте “Щучье племя” Евгения Константинова. Встали волосы дыбом? Вы прочитали новеллу. При этом не надо путать новеллу как литературный жанр с рыбацкой байкой. Байкой может стать и очерк, в котором автор утверждает, что поймал на уклеечную снасть сома больше себя ростом. Преувеличение, собственно говоря, и является главной отличительной чертой рыбацкой байки, как гипербола (преувеличение же) является главным литературным приемом автора байки. Самый, на мой взгляд, интерес представляют такие байки, вымысел в которых граничит с правдой. Такие вещи активно действуют на возбудимую рыбацкую психику, подогревая азарт. Лучше всего, когда интересная байка воспринимается на слух, преподносимая в соответствующей обстановке талантливым рассказчиком. Если уж заговорили о фантастике, нельзя пару слов не сказать о сказках. Я не знаю, были ли Мамин-Сибиряк и Салтыков-Щедрин рыболовами, но и тот и другой подарили нам сказки с рыбами в главных ролях. “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Премудрый пескарь”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла” - сказки, которые можно занести в актив “литературной рыбалки”. Эссе. Публицистическое философское произведение, с раскрытием автором своей позиции на какую-то проблему. Главное развитие этого жанра происходит в интернете. На многочисленных рыболовных сайтах счастливые обладатели компьютеров могут обсуждать любую проблему. Причем, общение происходит почти вживую, за день можно обменяться несколькими сообщениями и если не выяснить истину, то определиться со своей позицией и определить позицию оппонента – точно. В печатном виде этот жанр представлен периодически появляющимися в газетах и журналах письмах рыболовов с осуждением браконьерства и бездействия органов рыбоохраны. Беда в том, что браконьеры рыболовную периодику не читают, а рыболовам, которые читают, и так понятно, что сетями (током, динамитом) рыбу ловить нехорошо. Что у нас еще осталось “неохваченным”? Ага, фельетоны. Те сказки классиков, о которых мы говорили, в принципе, можно назвать и фельетонами, они (сказки) не обидятся. Тем более что действительно писались с “подтекстом”, с целью высмеять конкретные группы людей. И на что обращаю внимание – эти люди читателями узнавались. А вот в произведениях современного (безусловно, неглупого) фельетониста С.Савина (постоянный автор журнала "Спортивное рыболовство") большая часть рыболовов никого не узнает. Потому и раздражение. Как же? Сатира, даже сарказм присутствуют, а объекта, на который они направлены просто нет. Тогда получается, что это слова ради слов. Или я, как и многие, просто не знаю, про кого идет речь. Если это ради пикировки в своем тесном кругу, тогда зачем печатать это в многотысячных изданиях? В любой игре должны быть правила, понятные всем участникам. А по большому счету С.Савин молодец – пытается развить интересный литературный жанр. Развивается (уж не тем же ли С.Савиным) и рыбацкая драма. Под псевдонимами Вахо Логидзе и Эрик Геворкян написаны две пьесы, каждая в нескольких актах, о трудностях будней хозяина рыболовной базы. Забавно, право. Именно не смешно, а забавно. Это когда смешного мало, а серьезно к происходящему относится нельзя. Будет еще забавней, если эти пьесы будут поставлены на сцене. Обязательно бы сходил на такой спектакль! Ну вот, кажется, о прозаических произведениях все, что хотел сказать – сказал. Перехожу к поэзии. С поэзией, как ни странно, все довольно просто. Жил-был дедушка Иван Андреевич Крылов. Т.е. сначала он был не дедушкой, конечно, а мальчиком. Но об этой поре его жизни мы мало что знаем. Зато знаем, что когда он повзрослел, а потом и постарел, в перерывах между приемами пищи (а поесть он был очень даже горазд), он писал и переводил на русский язык замечательные басни. Среди многих есть и несколько, где главными действующими лицами были рыбы (“Лебедь, Рак и Щука”, “Щука”) или рыбозаводчик (“Лещи”) или любитель покормить соседа (“Демьянова уха”). Басни чудные, сейчас таких не пишут. Сейчас вообще басен не пишут. А жаль. Кстати, басня – тот же фельетон, только рифмованный. Разве не так? С лирикой поэтической тоже все в порядке. Началась она, опять же, с С.Т. Аксакова. …Но окуни у нас не диво, люблю ершей осенний клев. Берут они не вдруг, не живо, но я без скуки ждать готов… Его эстафету подхватил (с перерывом, конечно) Игорь Северянин – большой любитель рыбной ловли. Повечерело, с ловли рыбы я возвращаюсь, Окуньки висят на прутике… Сейчас икры бы под рюмку водки… Огоньки сквозь зелень теплятся уютно, И что-то в ясной жизни смутно. Разве не здорово? В нескольких строчках целый мир. Владимир Набоков удочкой баловался, и строчки про это дело рифмованные писал. Николай Старшинов целую книгу “литературной рыбалки” выпустил. Вот у кого поучиться! В чем держится душа у сопливого ерша? Ни за что ее не сыщешь, он и сам-то весь с вершок, Посмотри: одни глазищи, да колючий гребешок. А кругом отряды вражьи… Но колючки малыша и глаза – всегда на страже, В них и держится душа! Просто и точно. Что и характеризует почерк мастера. Сергей Есенин, насколько я знаю, про рыбалку так ничего и не написал, хотя рыбачить любил, рыбачил с азартом. Интересно, что и у него и у Николая Рубцова (простите за параллель) как только о городе – пьянь, рвань, дрянь.… Как только о природе начнут писать - все такое доброе, пусть и грустное, но светлое. Еще одно доказательство благотворного влияния рыбалки и вообще природы на человеческую душу. Современники тоже стихами о рыбалке пишут. Иногда хорошо, иногда похуже. Но главное – люди стремятся поделиться своей радостью, своим сокровенным с ближними, а жанр – развивается. Существуют эксперименты наших авторов с японскими поэтическими формами. Я интересных не встречал. У японцев, если и нет глубокой мысли, есть двусмысленность, мол, пусть читатель додумывает, у наших – в лучшем случае претензия на хохму. Впрочем, опять оговорюсь, может, я чего и не читал, а оно есть. Был у меня знакомый, он про советские художественные фильмы о “западе” говорил: “Откуда мы знаем, какие они? Как только главный герой говорит героине “крошка подай мне джина с тоником” я сразу чувствую лажу – то ли крошка не та, то ли джин, то ли все вместе”. Так что лучше писать в своей малой стихотворной форме: Полюбила рыболова и за ним идти готова, Только этот рыболов к такой доле не готов! Рыболов-рыболов, шляпа на резинке, Ты понравился нам всем, не одной лишь Зинке! Вот что хотел я вам сказать в самую долгую ночь в году про “литературную рыбалку”. Может, и еще бы повитийствовал, но пора одеваться и топать на соревнования. Удачи вам в творчестве! От ведущего рассылки Всем, кто пишет рассказы о
рыбалке, предлагаю присылать их мне по e-mail для
публикации в рассылке. Можно присылать также
рыбацкие байки и смешные истории. В письме
необходимо обязательно указать, что Вы являетесь
автором рассказа и разрешаете его публикацию в
рассылке на некоммерческих условиях. При
публикации рассказа рядом с Вашей фамилией или
псевдонимом будет публиковаться Ваш e-mail (по
желанию). Рассылка выходит еженедельно (по пятницам). |
||||||||||||||||