|
||||||||||||||||
Репортажи и отчётыРыбалка в Карелии на
Пяозере (18 –29 июня
2005 года) Состав группы: Михаил, 29 лет, «мотор» группы,
неутомимый рыбак. Был на Пяозере 4 раза,
организатор и идейный вдохновитель поездки. Пролог Подготовка и сборы Май, 2005 года. Михаил: «Ну, что? Едем летом в Карелию на рыбалку?» Немного поколебались, решились и начали утрясать сроки отпусков. Оказалось дело непростым, но в первой декаде июня все сроки определились. Время - вторая половина июня. Место – Карелия, Пяозеро. Цель поездки – общение с природой и рыбалка.Билеты куплены, снаряжение и продукты закуплены, отпуска оформлены, неотложные дела завершены. С нетерпением ждем отъезда. Отъезд Вечер 17 июня 2005 года. Сбор на Ленинградском вокзале в 23:30. Вещей порядочно, почти у каждого по два рюкзака (еды и снаряжения тащим много). Еще ведра и чехлы со снастями. Встречаемся на вокзале под проливным дождем (дождь при отъезде всегда к удачной поездке). Поезд № 16 Москва – Мурманск отходит в 0:25, подают за полчаса. На вокзале видим толпы туристского вида людей, с огромным количеством вещей, байдарок, рюкзаков. Все в Карелию, но в наш купейный вагон никто, кроме нас не садился, настоящие туристы едут в плацкартном вагоне. Наш вагон полупустой. Прощальные поцелуи, вокзал остался позади. Дорога в Лоухи Поздний ужин с домашней курицей, пивом и водкой. Поздний подъем, пирожки с картошкой и капустой на станции, солянка в ресторане. Знакомство с начальником поезда, тяжелый сон, 3 часа утра 19 июня, ст. Лоухи. Выгрузка. Сотовый телефон работает только в Лоухах, дальше нет. Поселок Пяозерский, переход на остров Нас встречает микроавтобус «Мерседес», грузимся. До пос. Пяозерский около 100 км., примерно 2 часа езды. Белая ночь, светло как днем, светит солнце. Нам объясняют, что Питерские «белые ночи» на самом деле «серые», а настоящие белые ночи здесь. Останавливаемся у магазина в пос. Пяозерском, закупаем недостающие продукты, в основном хлеб (зря покупали, большую часть потом выбросили, испортился) и тушенку (много купили, не съели, оставили). Поселок аккуратный, 2-х этажные приятные дома, как говорят, построенные финнами в эпоху расцвета местного леспромхоза. Заезжаем ненадолго в поселок, забираем продукты, приготовленные для нас (картошку и еще что-то, было заказано по телефону из Москвы), пересаживаемся на жигули с прицепом. Наша цель – река Софьянга, по которой выедем в Пяозеро и пойдем в базовый лагерь на острове Вуошкалошари. Идем на катере: наша группа с вещами и и гид. Он нас сопровождает до места расположения, дает ценные указания и на следующий день отплывает обратно – мы предоставлены сами себе. Приедет он теперь только к отъезду. Прибытие на о. Вуошкалошари, первые впечатления Масштабы Пяозера меня поразили. Я почему-то представлял Пяозеро в виде системы небольших лесных тихих озер. А тут такие просторы. Все похоже на Белое море и окрестности Соловецких островов (был три года назад). Поначалу ориентироваться в системе островов очень трудно и можно заблудиться. Даже карта не очень помогает, т.к. трудно отождествлять внешний вид островов с их очертаниями на карте. Выручает только GPS, причем с занесенными в прошлом году маршрутами и опорными точками. Без него приезжим трудновато, хотя местные жители обходятся (по крайне мере летом). Зимой на снегоходе другие ориентиры. Берег первоклассный, и сосны, и небольшой песчаный пляж. И везде камни, камни … Карелия, однако. Впоследствии нашли даже небольшую каменную ванну для комфортного купания. Остров – сосны на моховой подложке, холмистый. По карте, в середине острова озеро. Туда не доходили. Берега покрыты камнями и топляком. Вблизи берегов из воды торчат коряги – результат поднятие уровня воды несколько лет назад. Эти препятствия требует бдительности при плавании, пластиковую лодку пробили запросто. Инфраструктура и орудия лова Домик-изба оказался просторнее, чем я предполагал, хотя старые пружинные кровати лучше бы поменять на дощатые настилы (очень колются и проваливаются). Но, в общем, при наличии надувного матраса и спального мешка, все прилично. Печка железная, обложенная камнями, быстро давала тепло, периодически на ночь ее топили. К утру иногда было не то, чтобы холодно, но не комфортно. Кострище оборудовано нормально, дрова приготовлены приличные. Напиленный бензопилой сушняк - коли и топи. Кстати, топор тащили из Москвы. В районе лагеря валялись три топора со сломанными топорищами. Местный хороший колун бы не повредил. Пилу «машку», сделанную из половинки пилы-двуручки, тоже тащили из Москвы. Очень пригодилась, кстати, когда бензопилы под рукой не было, а дрова стали подходить к концу. Основной катер – брали в аренду спасательную шлюпку (бот) с мотором дизелем, замечательное средство передвижения на воде – основа всей рыбалки. Достаточно большой, создает комфорт и безопасность на порядок больший, чем обычная моторка. Впятером без проблем (один рулевой-моторист) и четыре ловца со спиннингами. Просторный кубрик (можно бы его пол почистить от солярки), где можно укрыться и спрятать вещи от непогоды, замечательная поперечная дуга, за которую хорошо держаться. Крейсерская скорость до 15 км/час, скорость при ловле 4-5 км/час. В сочетании с эхолотом и GPS (привезли с собой), то, что нужно. Были, конечно, мелкие технические трудности (преодолимые для россиянина, имевшего опыт, ну хотя бы владения отечественным транспортным средством). Требовала контроля и барахлила система охлаждения на малом ходу (забортной водой); периодически откачивали воду из трюма (хотя спасательный бот по своей конструкции в принципе не может затонуть – борта сантиметров 20 толщиной, заполнены пенопластом); починили прибор индикации уровня имеющегося топлива (солярки). Второе плавсредство: лодка с мотором. Всегда таскали ее на буксире (для страховки). Основным техником по мелкому ремонту был Михаил, который уже раньше имел дело с местными механизмами. Впрочем, устранение неполадок и сопровождение всех перечисленных механизмов, за дополнительную плату, мог взять на себя гид. Тогда можно только ловить, и не думать ни о чем, кроме ловли, но нам хотелось полной независимости. Солярки, бензина и моторного масла было вдоволь. Дополнительный деревянный стол (2 стола и лавки там уже были), чайник (2 котелка везли из Москвы) и коптильню взяли в поселке. Свежая копченая рыба замечательная вещь. Но через несколько дней уже хочется чего-нибудь другого: сначала макарон с тушенкой, потом жареной картошки и молочной каши. Рыбу варили, жарили, коптили. Самая вкусная уха была из мелкого окуня. Копченая хороша щука. Погода на Пяозере Рыбацкие будни, ночные походы На Пяозере основной интерес представляет ловля кумжи и пальи. На ловлю этих рыб семейства лососевых необходимо заранее приобретать лицензию, это можно сделать в поселке в соответсвующем надзорном органе. В закоряженных заливах на спиннинг щука брала не очень охотно (вода еще холодная) По опыту лова в прошлые годы, приехав недели на 2 позже щуки можно было обловиться. Михаил рассказывал, что перед отъездом в Москву они вдвоем со знакомым наловили за 2 часа килограмм 30 – все скоптили и взяли с собой. Так что насчет щуки в этом году - жалко. Хотелось бы чаще, наловиться всласть. Плавать же часами, с редкими поклевками, иногда было скучновато, временами все держалось на воле и энтузиазме Михаила и Сергея. Но! Во-первых, каждый мог при желании остаться на берегу; во-вторых, азарт постепенно охватил всех. Алеша поймал пару самых крупных рыб, и даже новички и дилетанты сами выудили по упирающейся рыбине. В конце концов, для этого и ехали. При наличии белых ночей с временем суток не считались, не относились к этом вопросу догматически – если ночь, то спать, если день, то бодрствовать. Уход на рыбалку в 22-23 часа и возвращение в 4-5 час утра было достаточно обычным явлением. На донку с берега ловился сиг и окунь, так что желающие могли заниматься спокойным береговым ловом. Охотничья добыча Мы никого из дичи кроме уток не видели, хотя говорят, что встретить кабана или лося здесь - не редкость. Уток встречали регулярно, но они особо близко не подпускают. Подстрелили всего пару. Часть группы, возвращаясь в лагерь, спугнула двух уток, которые приземлилась рядом с лагерем и были ловко подстрелены Александром, находившимся на берегу. Птицы упитанные, мясо долго варится, не очень вкусное, но бульон получается классный (на мой вкус). Да и перефотографировались все
с охотничьими трофеями. Последний день Задача последнего дня: вовремя дойти до места встречи с автомобилем, который повезет в баню (заказанную на 21 час), потом к поезду в Лоухи к 4:50, на поезд №15 Мурманск-Москва. При этом на Пяозере в случае сильного ветра возможно приличное волнение. Но, все перечисленное - пустые страхи. По договоренности нас подстраховал гид, придя к нам за день до отъезда на своем большом катере, да в общем то мы бы и сами могли доплыть. Последний вечер, баня Дорога домой Прошла спокойно. В полном вагоне было много детей, едущих с мамами с севера на теплое море. Пирожки с картошкой и капустой, освежающий сон. Ожидание возвращения домой. В ресторан не ходили. 29 июня, 2005 года. 6:54 утра, Ленинградский вокзал. Сашу встречает Леня, остальных Лена. Мы дома! |
||||||||||||||||