|
||||||||||||||||
Репортажи и отчётыКарелия 2003, Чирка-Кемь,
Кемь Во время похода по Селигеру в 2002 году у многих участников появилось желание пройти по одной из рек Карелии. Выбрали Южную Охту. У руководителя группы Саши Приеде, у завхоза Саши Иванова был опыт хождения по карельским речкам, они хорошо представляли себе необходимость оборудования байдарок фартуками для прохождения порожистых рек и включения в состав личного снаряжения касок и спасательных жилетов. Планировалось добраться до района путешествия на личном автотранспорте. Поначалу не получалось собрать два автомобиля для поездки, потом Саша, занимающийся строительством, получил выгодный заказ, чем лишил себя отпуска вообще. Вопрос о моем путешествии в Карелию теперь никак не решался. На мое счастье мой товарищ по интернету Георгий Пушкин сообщил мне о планах похода его группы по Чирка-Кеми и Кеми. После некоторых колебаний я напросился Георгию и его товарищам в спутники. Ребята согласились взять меня в поход. Группа Георгия шла в поход на четырехместном катамаране Аргут и двух байдарках: Таймень2 и Таймень3. Байдарки были оборудованы фартуками промышленного производства, к походу были подготовлены. Со мной в группе было десять человек: Руководитель - Георгий Пушкин, его сын Сережа и дочь Таня, суденты Сергей и Александра - на катамаране. Студенты-медики Максим и Костя - на Таймене2, Лена , ее сын Саша и Василич - на Таймене3. 11.07. Утром я приехал в Питер на Витебский вокзал, так как Варшавский вокзал поставлен на ремонт, Георгий встретил меня, доставил к себе домой. Вечером того же дня группа выехала с Ладожского вокзала по мурманской дороге до станции Надвоицы. Для того, чтобы мы все ехали в одном вагоне Георгию пришлось сдать ранее купленные билеты и заново купить билеты туда и обратно уже на десять человек. В вагоне произошло мое знакомство с участниками похода. Ребята оказались очень доброжелательными, дружелюбными. 12.07. Приехали в Надвоицы утром. Там группу ждали уже заранее заказанные Жигули и микроавтобус-буханка, приспособленный для перевозки туристов к началу маршрута и выезда после похода. Ко второй половине дня доехали до моста через реку Чирка-Кемь, под мостом переждали дождь, затем собрали байдарки, катамаран и вышли на маршрут. У Георгия была лоция, карта-двухкилометровка из атласа Карелии и ГПС с заранее подготовленными путевыми точками, что облегчало задачу ориентирования и навигации. Реки Чирка-Кемь и Кемь - это череда плесов и порогов-шивер, причем по мере нарастания мощи реки плесы становились длиннее и шире, а шиверы - также длиннее и мощнее. На Чирка-Кеми есть только один порог водопадного типа - это Тахкопорог, для байдарок непроходимый. Для катамарана на этих реках не было существенных препятствий, но для байдарок проходимость некоторых шивер вызывала сомнение. Дело в том, что в шиверах были обливные камни, с воды незаметные. При наезде байдарки на такой камень она чаще всего переворачивалась мощным течением. Ширина шивер и высокая скорость воды затрудняли спасательные работы. Прошли несколько шивер и остановились в километрах трех от Кривого порога. Стоянка хорошо обжита. Разбили лагерь, приготовили ужин. Группа хорошо схожена, каждый знает свои обязанности, все работы выполнялись дружно и своевременно. Долго не ложились спать, сказывалось напряжение первого дня похода. 13.07. Встали поздно, долго спали. Вышли после 15.00. Подошли к Кривому порогу. За ним следует Тахкопадун. На видном месте перед падуном установлен заметный знак, напоминающий знак "Одностороннее движение". Прошли Кривой порог, причалили к правому берегу, решили осмотреть водопад. Стало ясно, что водопад для катамарана проходим, а байдарки его не пройдут. По правому берегу нашли протоку, заваленную камнями. Протоку назвали "канализацией". По "канализации" одну за другой провели байдарки. Катамаран как-то буднично прошел водопад. Продолжили движение. Около 19.00 решили встать лагерем. Ловили рыбу удочкой и спиннингом. Наловили на уху, сварили. Легли спать в 01.00. Дело в том, что в эту пору в Карелии стоят белые ночи, достаточно светло и совсем не хочется спать. Решили встать в 8.00. 14.07. Встали почти так, как запланировали, приготовили завтрак, стали собираться. Сборы продолжались почти два часа. Начали движение. Шиверы чередуются с плесами. Катамаран проходил плесы под мотором. Георгий поставил на катамаран четырехтактный мотор Хонда, очень надежный и легкий, с малым потреблением бензина. За весь поход было израсходовано не больше десяти литров бензина. Экипажи байдарок могли прицепляться на буксир к катамарану. На шивере Омас, ничем не характерной, наша байдарка налетела на обливной камень и как-то быстро перевернулась. Экипаж посыпался в воду, вещи, в том числе фотоаппараты у меня и Лены, замокли. Я промочил и документы. Георгий организовал спасательные работы, потерь имущества не было. Страницы паспорта переложили туалетной бумагой, это спасло паспорт. Георгий пересадил меня на катамаран, чтобы я не продрог, одел на меня спасательный жилет. Дошли до порога Нукутт. Катамаран прошел порог, байдарки разгрузили и провели. Разбили лагерь. Переоделись во все сухое, развесили вещи для просушки, в том числе и спальники. Хочу заметить, что в мои дорожные сумки-рюкзаки были вставлены полиэтиленовые мешки для предохранения вещей от замокания, однако горловины мешков были просто закручены, но не перевязаны. И вот результат - содержимое мешков намокло насквозь. На ночь Максим уступил мне свой спальник. 15.07. Устроили дневку. Погода была солнечная. Весь день сушили вещи на солнце и ветерке, ловили рыбу. Выловили хариусов, окуней , щук. Хариусов присолили, из окуней и щук варили уху. Георгий раздобыл проволочную решетку, на которой разложили почищенных щук, потрошеных окуней. Рыбу перед этим посолили. Нажгли углей. На костровых цепочках подвесили решетку с рыбой над углями, промежуток между решеткой и углями закладывали листьями ольхи. В горячем дыме от листьев рыба проваривалась и коптилась. Так получилась рыба горячего копчения. В средине дня к порогу подошли две группы: одна коммерческая на рафтах, другая - спортивная из Чебоксар на байдарках. Для рафтов порог-шивера Нукутт был просто развлечением, а для байдарочников - серьезным препятствием. Ребята шли связку - Чирка-Кемь, Охта. У чебоксарцев на байдарках не было фартуков, одну байдарку с котлами они утопили еще на подходе к Чирка-Кеми. Один из парней-чебоксарцев, глядя на порог, сказал, что в прошлом году он прошел на байдарке Нукутт и что после прохождения от стресса у него так тряслись руки, что не смог прикурить сигарету, в этот раз он решил провести байдарку. 16.07. Встали в 7.00, вышли в 11.15. Дошли почти до Борового. Вновь череда плесов и порогов. Некоторые из них пришлось обносить и обводить байдарки. Встали лагерем в четырех километрах от Борового. Георгий, Костя и Сергей на катамаране съездили в Боровое, докупили продуктов. Рядом с нашим был лагерь туляков. Они шли на каяках. Дальнейший путь по Кеми для них не представлял интереса. Наши ребята пошли в гости к соседям и допоздна общались с ними, веселились, пели песни. 17.07. Встали поздно, позавтракали, вышли ближе ко второй половине дня. В Боровом сделали остановку, желающие сходили в Боровой. Докупили продукты. Пока ходили в магазин, прошел дождь. Продолжили движение. Чирка-Кемь, подпертая озером Юшкоярви и другими озерами, с ним соединенными, стала довольно полноводной, пороги исчезли, байдарки шли на буксире. Переход продолжался довольно долго, допоздна. Прошли озера Юшкоярви, Куроярви. Вышли на Кемь. Нашли довольно обжитую стоянку, со столом, скамьями, кострищем. Поужинали, употребили бутылку коньяка, купленную в Боровом. А вот мне употреблять алкоголь совсем не стоило. После вынужденного купания видимо я промерз, и у меня обострился хронический простатит и аденома простаты. После употребления алкоголя аденома простаты начала увеличиваться и перекрывать выход мочи из мочевого пузыря. 18.07. Как выяснилось позднее, на этой стоянке останавливались группы туристов из Финляндии. На утро к нам подошли несколько моторок с такими туристами. Предприимчивые местные жители организовали, как сказал Георгий, ностальгический туризм. Группы финских туристов образованы пожилыми людьми, возможно когда-то жившими в этих местах. Туристов на автобусе привозят в Юшкозеро, пересаживают в моторки и по Кеми доставляют до деревни Панозеро, откуда автобусом возвращаются к началу маршрута, затем домой. Со стоянки вышли во второй половине дня. После беседы с проводниками финских туристов Георгий уточнил состояние реки и узнал подходящие места для стоянок. Хотелось устроить дневку в красивом месте, половить рыбу. Погода стояла солнечная, теплая. Я отметил, что мое состояние ухудшилось. 19.07. Перешли на стоянку с местным названием Бояры. Место действительно красивое, рыбное. Ребята ловили рыбу, купались. Мое положение продолжало ухудшаться. Вечером доложил Георгию о своем состоянии. Он проконсультировался с медиками Костей и Максимом и принял решение с утра идти к ближайшей деревне Панозеро с тем чтобы в сопровождении Кости и Максима отправить меня в районную больницу Кеми. 20.07. Перешли к Панозеру. Деревня стоит на правом берегу Кеми, дорога до Кеми расположена на левом берегу. Местные жители для перевоза используют паром. Георгий проявил все свое дипломатическое искусство и уговорил жену местного жителя Феликса разрешить мужу доставить на личном Жигуленке меня с ребятами в Кемь, а затем привести Максима и Костю обратно, естественно небесплатно. Георгий помог мне собрать необходимую одежду, выдал сухой паек на дни ожидания группы в Кеми до 25.07. Феликс разобрался в ситуации и гнал машину как истинный раллист. Без происшествий добрались до районной больницы, дежурный врач оказал помощь, но отказался положить в больницу, мотивируя отказ отсутствием страхового полиса. Жить в Кеми при имевшихся у меня средствах просто негде, я поговорил с ребятами и решил вернуться в лагерь. Феликс доставил нас до заброшенной стройки Белопорожской ГЭС, ребята расплатились с ним, и мы пошли к Белому порогу, на выходе из которого был лагерь нашей группы. В группе имелись две рации для связи. Одну из них Григорий вручил Косте чтобы облегчить нахождение лагеря. Мы поднялись вдоль берега несколько километров , связались с Георгием. Он переправил нас в лагерь на катамаране. 21.07. Решили перейти поближе к деревне Шомба. В былые времена это была большая деревня, населенная лесосплавщиками, лесоразработчиками и их семьями. У нас вызвало удивление, что в деревне, окруженной со всех сторон лесами, нет рубленных домов. Дома были сборнощитового типа, мало приспособленные для жизни в них зимой. Оказывется не то, что рубленные дома, даже рубленные бани было запрещено ставить прежними властями. В наше капиталистическое время лес не рубят, не сплавляют , народ разбежался куда глаза глядят, деревня пришла в запустение. Нет ни школы, ни медпункта, ни электричества, ни связи. В километре от деревни проходит дорога Калевала - Кемь. Река подпружена плотиной Кривопорожской ГЭС. Берега образует затопленный лес, нет удобных стоянок, а река по сути стала водохранилищем, сплав по которому не представляет интереса. Состояние мое не улучшалось. Георгий решил съездить в поселок Кривой порог. Дошли до дороги, подождали некоторое время, и на автобусе Калевала-Петрозаводск доехали до поселка Кривой порог. В поселке живут работники Кривопорожской гидроэлектростанции, есть амбулатория и магазины. Георгий планировал оказать мне медицинскую помощь в амбулатории поселка и договориться об аренде транспорта для выезда в Кемь 25.07. На этот день у нас были обратные билеты до Питера. Хочу заметить, что в летнее время выехать из Кеми довольно сложно, поездов мало, а северяне летом едут на юг. Вновь пригодилось умение Георгия находить общий язык с разными людьми. Амбулатория открывалась в 15.00. Георгий разыскал заведующую, открывшую амбулаторию раньше срока, и фельдшера Надежду Михайловну, которая оказала мне помощь. Узнав, что у нас есть студенты-медики с третьего курса, нам дали одноразовые инструменты и другие необходимые препараты для оказания помощи в полевых условиях. Георгий познакомился с водителем микроавтобуса и договорился с ним о том, что он утром 25.07 предет в Шомбу и доставит нас на вокзал в Кемь. На попутной машине мы вернулись в Шомбу. Ребята на катамаране приехали за нами и доставили в лагерь, расположенный несколько выше Шомбы по реке. 22.07-24.07. Три дня образовались из-за того, что не было информации о состоянии реки на момент планирования похода. Эти дни использовались для отдыха. Ребята загорали, купались, соорудили баню и попарились в ней, ловили рыбу. Рыбу не ловил только ленивый. Самая младшая туристка Таня Пушкина научилась ловить рыбу спиннигом и ловко таскала окуней. Ребята постарше ловили также и щук. Постоянно варили уху. Георгий наконец-то заготовил тесто для блинов. Сначала Лена, потом Георгий напекли блинов. Блины печь долго, а поедаются они очень быстро. Сходили на экскурсию в деревню. У Кости и Максима появилась возможность оказать мне квалифицированную медицинскую помощь, что они и делали умело и своевременно. 25.07. Рано утром на катамаране перевезли вещи и команду в деревню, сложили катамаран. К договоренному сроку приехал микроавтобус с шофером Колей, загрузились доехали до Кривого порога. Сходили на экскурсию на гидроэлектростанцию. Затем уехали в Кемь, потом на поезде в Питер. 26.07. Приехали в Питер, где нас хорошо встретили родственники ребят. Георгий забрал меня к себе домой, а вечером проводил на вокзал и посадил в поезд Петербург-Рига. К моей радости провожать меня пришли мои лекари Костя и Максим и красавица Александра. 27.07. Я был у себя дома, где меня встретил сын. Таким у меня был поход в Карелию 2003 года. Выводы, рекомендации и
замечания. Дополнительную
информацию можно получить у Нестерова
Александра Васильевича. |
||||||||||||||||